Одна из отрицательных черт сегодняшнего образа жизни – люди проводят большую часть своего свободного времени и рабочего времени в помещении и значительно ограничивают свое пребывание на природе. Эта постоянно усиливающаяся негативная тенденция может серьезно поставить под угрозу будущие поколения и их здоровое развитие.
Специалисты считают, что недостаточный контакт детей с миром природы имеет ряд негативных последствий для их физического и умственного развития. Бесспорно, что дети, которые запираются в помещениях с раннего возраста, имеют менее развитые двигательные навыки, отсутствие практической ловкостью рук и более склонны к различным заболеваниям. Негативное влияние на психическую сферу ребенка оказывает и жизнь в искусственной среде.
Вот для здорового развития ребенка необходимо окружать раздражителями, влияющими на все его чувства. Однако когда ребенок сидит дома и смотрит «реальность» только на экране телевизора (или даже просто на мониторе компьютера), на него действуют только визуальные и акустические раздражители, которые он может получать только в пассивной форме (отсутствие необходимого взаимодействия).
Вот в детской игровой комнате имеются огромный телевизор, и дети могут поиграть в приставку с играми The Sims. В конце концов, в реальном мире. Кроме того, эта визуальная и акустическая информация хотя они могут быть очень богатыми, они не соответствуют тому, как на самом деле выглядит мир и как он проявляется акустически – это лишь художественно-технический образ, который обязательно характеризуется определенным упрощением и стилизацией действительности. Таким образом, у ребенка формируется неполная и искаженная картина внешней реальности. Наконец, среда, в которой растет ребенок, может до некоторой степени влиять на развитие его воображения, творческих способностей, эмоциональности и социального поведения.
Детская игра в естественной среде
Сами педагоги, психологи и родители давно знают, насколько игра важна и нужна для развития ребенка. Не так давно, когда дети играли в основном на улице (конечно, в зависимости от погоды). Игра на открытом воздухе, которая также содержит более или менее естественные элементы в городах, но особенно в реальной природной среде, позволяет детям постепенно интегрироваться со всем миром живой и неодушевленной природы. Его отсутствие, вероятно, является одним из источников отчуждения современного городского человека от природы. Многие экологически ориентированные психологи и другие эксперты считают, что решение текущих экологических проблем должно начинаться с обучения самых маленьких. А лучшее экологическое образование – это частое пребывание на природе с самого раннего возраста.
Частое пребывание на природе позволяет детям не только познавать и понимать природу, что, естественно, недостаточно, но и приносит другие «преимущества». Отметим, например, результаты группы шведских ученых, наблюдавших за детьми из специальных детских садов, работающих по принципу «на улице в любую погоду». Максимум времени дети проводили на улице – в саду и на детской площадке детского сада. Через несколько лет выяснилось, что эти дети были менее больны, чем их «нормальные» сверстники, и их двигательные навыки были лучше. По сравнению с детьми из обычных детских садов, их игры были более творческими и разнообразными, поэтому они были более полезными для их личного развития, потому что у них было больше воображения, эмоциональных чувств и социальных навыков. И наконец, польза от пребывания на свежем воздухе отразилась и на ментальной сфере – у детей была большая умственная работоспособность,
Почему современные дети проводят на открытом воздухе гораздо меньше времени, чем дети предыдущих поколений?
В современных городах существует определенный набор объективных и субъективных барьеров, из-за которых дети вынуждены проводить свободное время в основном в комнатах. Соответствующая среда для игры исчезнет. Свободное пространство уменьшается, и в то же время оставаться на улице может быть в некоторой степени опасно. С одной стороны, это увеличение трафика и связанные с этим риски для детей. Еще есть смог, который особенно вреден для детского организма. Поэтому родители и опекуны очень обеспокоены возможными травмами, нездоровой окружающей средой, грязью и инфекциями. В некоторых городах к этому приближается и уличная преступность. Это основные, в основном объективные факторы, мешающие детям больше играть на природе. Это связано с субъективными факторами, такими как популярность занятий, которые нельзя проводить на улице. Сегодня это в основном просмотр телевизора и компьютеров (компьютерные игры, Интернет). Оказывается, в основном этим увлекаются дети из многоэтажек. Выход на улицу – это преодоление ряда этажей, что представляет собой не только пространственный, но и определенный психологический барьер. Игра дома с компьютером повышает компьютерную грамотность, но, с другой стороны, ведет к социальной изоляции, что, естественно, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития ребенка.
Педагоги, психологи, социологи, архитекторы, специалисты по экологическому просвещению и работники других областей по всему миру теперь осведомлены об этой проблеме и пытаются найти решение. Один из них – воссоздать и построить подходящие места для детских игр. Однако оказывается, что даже благонамеренные идеи некоторых людей могут быть весьма далеки от того, что детям действительно нужно и чего они хотят.
Среда, необходимая детям для игры
По мнению детских психологов, существует несколько основных типов среды, в которой дети могут играть. Каждый тип игровой среды имеет определенное значение в детской игре, и его трудно заменить. В первую очередь, это природная среда. До послевоенного строительного бума даже в крупных городах естественная среда была легко доступна. Пребывание и игра в этой среде очень важно для детей, чтобы поддерживать контакт с природой, приобретать различные навыки и развивать определенные навыки ручного труда. Еще одна не менее нужная среда – открытое пространство. Есть различные места, где дети могут заниматься различными физическими и спортивными занятиями, такими как бег и игры с мячом. Другая среда, характерная для городов и более крупных сообществ, – это уличное пространство. Пространство на улице, перед домом, он подходит для определенных игр, и, кроме того, за детьми могут присматривать родители и другие взрослые, что также обеспечивает необходимый социальный контакт с миром взрослых. Совершенно конкретное пространство – это неорганизованное пространство. Это могут быть снесенные дома, заброшенные сады, заброшенные дворы и загоны, где можно купить различные выброшенные предметы. В таком пространстве дети могут играть в особенно приключенческие игры. Считается, что игры в этой среде развивают детское воображение. Однако очевидно, что взрослые не уважают потребность в таком пространстве. Еще одно особое пространство, которое также необходимо детям, – это секретное пространство. У детей также должны быть различные «секретные» места для игр, куда не могут попасть взрослые или другие «чужие» дети. Наконец, современные города предлагают детям пространство, оборудованное для детских игр, то есть различные игровые площадки, которые оснащены различными конструкциями, подходящими для детских игр (горки, лазалки и т. д.). Для всестороннего развития ребенка как здорового существа, готового к жизни в реальной внешней среде, необходимо, чтобы все эти типы среды существовали в городах. В конце концов, так было на протяжении всего существования города во всех культурных обществах.
В современных городах, где цена на землю резко растет, существует сильное экономическое давление, заставляющее использовать каждую свободную площадь. В течение последних пятидесяти лет практически во всех технически развитых странах мира происходила постепенная утрата окружающей среды, подходящей для детских игр. Это особенно характерно для городов, где проживает все больший процент населения, но во многих странах площади все еще занимают сельские районы, поскольку усиливается давление на более интенсивное использование сельскохозяйственных земель.
Необходимость создания подходящей среды для детских игр
Строятся парки и детские площадки, где могут быть реализованы определенные общественные интересы.
Проблема, однако, в том, что взрослые не всегда хорошо представляют, в какой среде на самом деле нуждается ребенок для игры. Даже при наличии благих намерений построить детские площадки и парки и, таким образом, позволить детям как можно больше гулять на улице, могут быть найдены не совсем подходящие решения. Чего сегодня детям не хватает, особенно в городах, так это неорганизованного пространства, секретного пространства и уличного пространства. Оказывается, то, что взрослым кажется идеальным с эстетической точки зрения, может не очень подходить детям. Следовательно, архитектура и планирование должны иметь человеческое измерение, в данном случае «детское измерение».
Архитектор RC Moore из США уже давно занимается проблемой создания среды, подходящей для детских игр. За годы наблюдения за детской игрой Мур собрал доказательства того, что неподходящая среда, в которой дети должны проводить свое свободное время, также приводит к негативному социальному поведению – агрессии, ссорам и постоянным детским дракам. Непригодная среда – это особенно та, которая лишена природных элементов, то есть различных дворов и детских площадок с мощеным покрытием, где отсутствует зелень. При создании новых дизайнов школьных садов и игровых площадок Мура в первую очередь интересует, что детям нужно для игры, какая структура их детской среды, в которой они движутся, и какие природные или неестественные элементы важны для них. V организует проекты, в которых дети пытаются узнать, понять и описать среду, в которой они живут и проводят свое свободное время.
Сегодня в разных частях света реализуются инициативы, направленные на озеленение школьных территорий. Требование состоит в том, чтобы в каждой школе и детском саду была естественная среда, в которой дети могли бы проводить часть своего свободного времени. Это попытка вернуть городского человека в его естественную, естественную среду.